logo logo_cup
up

Заявка на самостоятельность ВВС Израиля привела к кабальной зависимости от F-22 Raptor и промышленности США

10 Янв 2018 16:30

Israel Aerospace Industries по-прежнему добивается больших успехов, несмотря на отсутствие достойного проекта истребителя. IAI преуспела в разработке и экспорте компонентов как для внутреннего, так и для экспортного использования, включая боеприпасы и авионику. 

IAI также внесла большой вклад в рынок БПЛА с большими успехом как в Израиле, так и за рубежом. И, несмотря на провал проекта Lavi, высокотехнологичный оборонный сектор Израиля преуспел, что положительно скажется на гражданской экономике. В израильской государственной промышленной политике основное внимание уделяется именно этой цели: подготовка базы для высокотехнологичных инноваций, которые будут отвечать как национальной обороне, так и экономическому росту.

С 1960-х годов ВВС, в частности UAV (беспилотники) играют центральную роль в обороне страны. Способность израильских ВВС держать оборону и защищать гражданское население от нападения противника с воздуха позволила им всегда быть на шаг впереди.. В то же время UAV продемонстрировал стратегическую тактику, поражая критические цели на значительном расстоянии. Превосходства ВВС произошло благодаря эффективному обучению, знанию слабости своих противников и гибкому подходу к проектированию и закупкам техники. На протяжении многих лет израильтяне пытались использовать различные стратегии для пополнения и модернизации своих военно-воздушных сил , в том числе закупками во Франции, Соединенных Штатах, а также не оставляли попытки самим строить самолеты.

Ранняя технологическая база Израиля

В первые годы своего существования Израиль делал то, что ему лучше всего удавалось, а именно находил тех покупателей, которые были ему нужны. Это означало, что IDF (Армия обороны Израиля) часто работала на оборудовании различных видов, в основном поставленных европейскими производителями. Однако к концу 1950-х годов Израиль окончательно укрепил отношения в области поставок вооружения с несколькими странами, в первую очередь с Соединенным Королевством и Францией. Взаимоотношения с Францией в конечном счете расцвели, в результате чего была Израилю была передана высокотехнологичная военная техника, в том числе истребители «Мираж» (а также значительная техническая помощь для ядерной программы Израиля). Истребители «Мираж» сформировали то самое ядро, которое уничтожило все военно-воздушные силы противника в Шестидневной войне 1967 года.

Однако в 1967 году Франция ввела эмбарго на поставки оружия Израилю, которое поставило Тель-Авив в затруднительном положение. IDF нуждалась в большем количестве бойцов, а также искала авиаподдержку, которую истребители «Мираж» не обеспечивали. В этих условиях израильтяне приняли затянутую ранее стратегию — просто делать то, что им нужно. Чтобы дополнить свои существующие планы, израильтяне добыли чертежи «Мираж» путём шпионажа (возможно, это связано с некоторой лояльностью со стороны некоторых представителей французской власти). Результатом масштабного проекта стало создание израильского аэрокосмического концерна в Нешере, а также всепогодного целевого истребителя «Kfir». В нем применялись более мощные американские двигатели, и на какое-то время он стал главным «бойцом» ВВС Израиля. Оба самолета пользовались успехом в экспорте.

Подобные инвестиции способствовали развитию аэрокосмического сектора Израиля, что имело большие последствия для экономики Израиля. Государственные инвестиции в военно-техническое развитие не всегда приводят к дальнейшими использованию инноваций в гражданской технологии. Конкретно в этом случае, государственные инвестиции стали ключевым элементом для развития  гражданского авиасектора Израиля. Для многих успех «Kfir»предполагал, что Израиль сможет самостоятельно занять нишу в аэрокосмической отрасли, устраняя необходимость полагаться на иностранного спонсора.

Тем не менее Израиль продолжал активно инвестировать в иностранные самолеты. В конце 1960-х годов IDF начали приобретать самолёты F-4 и F-15 Eagles, до середины 1970-х годов. Интересно, что приход последнего в Израиль вызвал политический кризис,  поскольку первые четыре самолета  прибыли в Израиль после начала Шаббат ( в иудаизме суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. — прим. редакции). Последующая дискуссия в конечном итоге по премьер-министру Ицхаку Рабину. Но многие в Израиле, все еще поддерживали такую практику, восхищаясь успехом «Kfir» и надеялись на дальнейшее развитие высокотехнологичного сектора Израиля, считая, что страна может стремиться к разработке своих собственных истребителей.

Проект Lavi

В IDF считали, что комбинирования различных технологий наилучшим образом удовлетворяет её потребности. Это привело к разработке «Lavi», легкого многоцелевого истребителя, который мог бы составить компания F-15 Eagles, который Израиль продолжал приобретать в Соединенных Штатах. «Lavi» заполнил нишу, которую ранее занимал F-16 и в конечном итоге стал доминирующим. По сути, он включал некоторые системы, лицензированные Соединенными Штатами, и визуально напоминал F-16, обладая другой конфигурацией крыла.

Но военно-технологическая обстановка изменилась. Разработка «Lavi» с нуля (или практически с нуля) и потребовала огромных государственных инвестиций для самолета. Вопрос преимущества «Lavi» по сравнению с готовым F-16 встал остро, и стало понятным, что покупать новые F-16 просто дешевле. Более того, Соединенные Штаты ввели экспортный контроль гораздо более серьезный, нежели Франция, и имели широкий инструментарий для обеспечения защиты своих технологий и соблюдения эксплуатации. Несмотря на первоначальный оптимизм относительно экспортных перспектив «Lavi», вскоре израильтянам стало ясно, что Соединенные Штаты не допустили бы широкого экспорта истребителя, который включает в себя разработки и технологии американской разработки.

В августе 1987 года израильский кабинет приостановил проект «Lavi», что вызвало протесты со стороны IAI, а также рабочих, участвующих в разработке и производстве самолёта. Тем не менее, политические усилия по возрождению проекта самолета потерпели неудачу, и в итоге Израиль приобрел большое количество F-16. Однако жизни «Lavi» заставила экспортеров из США побояться экспортировать новейший F-22 Raptor. Причиной тому стали опасения , что Израиль совместно на базе проекта «Lavi» (и , следовательно , F-16) объединится в производстве с китайцами (Chengdu J-10). Конгресс США запретил любой экспорт F-22 в Израиль. Это решение помешало Израилю и нескольким другим заинтересованным покупателям приобрести Raptor и, несомненно, прервало его общую производственную жизнь, по аналогии c «Lavi» и F-16.

Какие альтернативы?

Вместо того, чтобы вести дальнейшую работы по созданию собственного самолёта, в последнее время Израиль предпочитает модернизировать самолета, который он покупает в Соединенных Штатах. F-15I «Thunder» и F-16I «Storm» получили крупные обновления, чтобы оптимизировать их для израильской модели эксплуатации и сервиса, все больше вгоняя себя в кабальную зависимость от промышленности США. Оба самолета увеличили дальность и улучшили авионику, что позволило IDF эффективно сражаться на большом расстоянии от своих баз. F-15I, вариант F-15E Strike Eagle — самая дальняя ударная сила израильских ВВС. IAF уже предпринял шаги, чтобы сделать F-35 Joint Strike Fighter более подходящим для собственного использования, включая усовершенствованные модификации программного обеспечения .

Текущая аэрокосмическая стратегия Израиля зависит от отношений с Соединенными Штатами. Это справедливо как с точки зрения доступности платформ, так и в текущем взаимном технологическом развитии. К счастью для Израиля, нет оснований полагать, что этот аспект американо-израильского альянса будет подвержен воздействиям политических разногласий. Озабоченность по поводу прекращения экспорта F-22  Raptor, не оставило отпечатка на взаимоотношениях. И даже если бы произошло что-то невообразимое, и Израилю нужно было искать другого партнера помимо Соединенных Штатов, профессионализм израильской промышленности в разработке компонентов и систем обслуживания позволит это, однако на долго этого бы не хватило, что ставит Израиль в довольно шаткое положение.

Материал сделан на основании перевода National Interest

Источник фото google

Автор: Фил Козлов
Присоединяйся к нам на канале в Яндекс.Дзен Присоединяйся к нам в Одноклассниках
Загрузка...