logo
up
kamuflyazh
kamuflyazh

Спрячь это! Блестящие победы и фатальные поражения маскировки на поле боя

06 Мар 2017 18:52
view1533

История камуфляжа военной формы насчитывает уже более века. Всё это время учёные пытаются сделать своих солдат незаметными для противника. Придумываются новые узоры и паттерны, используются специальные ткани. В статье собраны наиболее интересные и значимые события в истории разработки камуфляжа.

Раньше было проще. Две армии сходились в одном месте и пытались заколоть друг друга холодным оружием или застрелить из кремневого мушкета. Всё рядом. В одном месте. Нет смысла прятаться, гораздо важнее видеть где свои, а где чужие. Вот и была форма соответствующая: у своих зелёные мундиры с красным, а у противника синие с жёлтым. Бей, коли, побеждай и доминируй. Точно было проще.

Невозможность сосредоточить точный и сильный ружейный огонь в одном месте диктовала свои условия боя. Ещё до конца XIX века войска предпочитали построиться в монолитное каре и не спеша идти на неприятеля, совершая один-два выстрела в минуту. В такой ситуации генералам было гораздо важнее видеть на поле боя своих солдат, поэтому для камуфляжа места не было.

Уроки английского

angl

История сохранила несколько наиболее ранних случаев применения камуфляжа. Например, в битве при Лексингтоне (один из эпизодов американской Войны за независимость) в 1775 году колонисты, одетые в зелёные куртки и енотовые шапки, очень задорно перестреляли из лесных засад англичан, предпочитавших красное сукно. Колонисты одевались так для удобства, а потому подданным королевы урок впрок не пошёл.

Спустя 125 лет английские войска всё в тех же красных мундирах столкнулись с новой, очень неприятной для них тактикой во время англо-бурской войны. Превосходные стрелки республики Трансвааль и Оранжевой республики с большого расстояния уменьшали количество английских солдат. Получило развитие снайперское искусство — уничтожать противника на расстоянии, самому оставаясь невидимым.

В этот раз урок оказался более болезненным, и ответ на него был дан в кратчайшие сроки. Форму английских солдат стали шить из ткани цвета «хаки», сами англичане называли его «драб» (цвет табачного листа). Более того, в цвет хаки (с фарси — «пыль») стали красить всё, до чего дотягивались руки интендантов, — от снарядных ящиков до лошадей. Таким образом, начало XX века можно назвать временем рождения первого камуфляжа.

Любопытно, что английский опыт быстрее всех переняли японцы. Они подобрали к своей форме наиболее подходящий для восточного театра военных действий оттенок (смесь оливкового и грязно-жёлтого) и пошили форму именно такого цвета. Российские же войска пришли воевать при полном параде — чёрные шаровары и белые гимнастерки. Офицеры к вящей радости японских стрелков носили белоснежные кителя с эполетами, превращая себя в идеальную мишень.

Интермедия о кораблях

И вновь всё началось с русско-японской войны. Вторая Тихоокеанская эскадра, которая должна была дать бой японцам, по инициативе адмирала Рожественского получила странную окраску. Корпуса кораблей были выкрашены чёрным, трубы жёлтым, а мачты шаровым цветом. Получилась идеальная видная издалека мишень.

Японские корабли имели классический для того времени дымчато-серый (шаровый) цвет. Впрочем, уже после русско-японской войны стало понятно, что ни серый, ни оливковый цвет не спасает. Небо и море слишком разные, и однотонный корабль чаще всего был отлично заметен. Если нельзя спрятать, то надо постараться хотя бы обмануть.

Во время Первой мировой немецкие подлодки успешно топили британские суда. В 1917 году два английских художника, ушедших на фронт (оба увлекались кубизмом, вортицизмом и футуризмом), предложили наносить на корабли ослепляющий камуфляж (dazzle paintings). Его задачей было не спрятать судно, а исказить его очертания. Усложнить работу командира немецкой подводной лодки, пытающегося определить тип судна, его направление и скорость, чтобы нанести торпедный удар. Английские морские волки смеялись над странными фигурами недолго. Почти сразу стало понятно, что метод работает, и вплоть до конца Второй мировой корабли щеголяли пятнами и полосками, словно зебры, дорвавшиеся до кистей и красок.

korabli

Шар цвета хаки

До начала Первой мировой войны почти все участвующие в ней страны внедрили форму защитного цвета. Отличились только французы, они приняли новую форму позже всех  – лишь в 1912 году. Но внедрить не значит начать использовать, к началу войны новая форма всё ещё пылилась на складах, а французские войска были одеты по-старинке.

В свои первые бои под ураганный огонь немецких пулемётов французские солдаты пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. Трудно поверить, но факт остаётся фактом: французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.

С Первой мировой войны начался этап камуфляжа первого поколения — просто покрасить форму в один не особенно выделяющийся на поле боя цвет. Это решение будет использоваться до конца XX века и даже дольше. В репортажах с последних боестолкновений на востоке Украины регулярно можно увидеть однотонную форму «Горка» всё того же цвета хаки.

Пятна или брызги

Когда специалистам по созданию камуфляжа начинают рассказывать о том, как здорово прячутся насекомые среди листвы, а птицы используют пёстрое оперение, чтобы прятаться в высокой траве, они (специалисты) начинают нервно хихикать. Проблемы сделать камуфляж, скрывающий солдата на складе помидоров, нет, основная проблема в другом: как только он выйдет из этого склада, его обнаружат даже «условно-годные» бойцы противника.

То же самое случилось и с хаки. Война идёт долго, время года меняется, во время отступления и наступления чередуются ландшафты, и на части из них бойцы в форме цвета хаки видны прекрасно, как небольшие крокодилы с ружьями и автоматами.

Многие страны начали подходить к вопросу камуфляжа системно и научно. Например, в двадцатых годах в Советском Союзе командование Красной армии быстро сделало правильные выводы — была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появилось три вида маскировочной одежды. Впрочем, как это обычно бывает, от разработки до внедрения формы проходит слишком много времени. Во Вторую мировую наши войска вступают в тех же гимнастёрках, почти не имеющих отличий от Первой мировой.

Ещё хуже с камуфляжем дело обстояло на флоте. Героические защитники Севастополя и Крыма только на картинах Дейнеки выглядят так замечательно. На деле же чёрная форма морской пехоты и белая форма моряков мгновенно демаскировала бойцов.

Впрочем, и в других странах сложилась похожая ситуация. Камуфляжи уже есть и разработаны, но массово не применяются ни одной из воюющих сторон. Отдельные части Третьего рейха уже с 1931 года пользовались камуфляжем, будущим прообразом легендарного бундесверовского «Флектарна». Кстати, эти пятна и точки идеально подходят для еловых и сосновых лесов Северо-Запада России. Разработанный более 80 лет назад камуфляж работает до сих пор.

Большинство созданных в то время камуфляжей сочетали в себе пятна или брызги защитных цветов. У советских снайперов появились маскхалаты с паттерном «Амёба». Основной цвет костюма, состоявшего из широкой рубахи с капюшоном и брюк (всё это следовало надевать поверх обмундирования и снаряжения), был светло-зелёным. По нему наносились большие коричневые кляксы-амёбы — отсюда и название. К сожалению, он не был массовым, его до сих пор мало где можно увидеть — редкие фотографии, да старый фильм «Звезда». В 2000-х «Звезду» пересняли на «новом» уровне: вместо «Амёбы» актёрам достался какой-то коммерческий новодел.

Пожалуй что своего апогея пятнистые паттерны достигли сразу после Вьетнамской войны. Американские специалисты разработали для укрытия в джунглях паттерн ERDL (и всё равно большинство американских морпехов активно использовали однотонный вариант Olive). В 1981 году Woodland, представляющий собой лишь немного изменённый по цвету ERDL, стал основным американским камуфляжем.

Наверное, это самый узнаваемый в мире паттерн, в чём его несомненный плюс, потому что минусов у него гораздо больше. Во-первых, он был создан из камуфляжа, хорошо работающего в джунглях. На всех остальных типах местности он ничего не скрывал. Во-вторых, намокая, он сильно темнел, делая солдат почти чёрными. Америке срочно нужна была замена.

Россия — родина слонов

kamuflyazh-rf

Как это ни странно, но первый цифровой камуфляж, ставший таким популярным в последние годы, изобрели в СССР ещё в 1944 году. Его паттерн имитировал вышивку крестиком. Такой узор был продиктован изучением трофейных немецких приборов ночного видения: в инфракрасных лучах камуфляж с клетчатым микропаттерном виден гораздо хуже.

В «Пальме» использовалось три цвета — зелёный, светло-зелёный и светло-серый, рисунок стал гораздо мельче, чем в «Амёбе», а для маскировки портупеи и другой кожаной амуниции поверх оригинального принта набивались большие кляксы коричневого цвета. Всего производилось несколько расцветок — для разных условий и времён года.

Если верить легенде, то для изготовления универсального камуфляжного узора (UCP) американские специалисты просмотрели сотни тысяч фотографий различных пейзажей, изучили поведение солдат на поле боя, проверили всё что можно и как только можно, получив в итоге цифровое камуфляжное чудо, которое сегодня мы знаем как ACUPAT (армейский боевой камуфляжный паттерн).

Однако если внимательно рассмотреть «Пальму», созданную в 1944 году, и новейший американский цифровой камуфляж, можно увидеть едва ли не полное совпадение рисунков. Пожалуй на ACUPAT больше отдельных пикселей. В остальном эти два принта чрезвычайно похожи. Глупо было бы думать, что советские разработки не были изучены при создании новейшего цифрового паттерна.

Падение орла и сокола

kamuflyazh-ssha

Цифровой, созданный для всех видов войск и подразделений. Современный, профессиональный. Одна беда, ACUPAT не работал совсем. Да, в инфракрасном свете приборов ночного видения он, как и любой другой камуфляж, превосходно размывал картинку.

Однако разгорелась война в Ираке, и каждый солдат на земле узнал правду: пытаясь работать в каждой ситуации, ACUPAT не справился ни с одной. Днём срабатывало явление изолюминации, и узор из тысяч маленьких пикселей превращался в прекрасно видное пятно. Каждый может убедиться в этом, просто просмотрев тысячи фотографий иракской кампании.

Все цифровые камуфляжи состоят из двух слоёв: микроузоры (пиксели) и макроузоры (формы объединения пикселей). Если масштабы макроузоров будут слишком малы, как и случилось с UCP, возникнет оптическое явление под названием изолюминация — окрашивание тщательно построенной модели камуфляжа в массу яркого цвета. Другими словами, на дистанции такой костюм можно разглядеть с лёгкостью. Это и стало основной причиной провала супертехнологичного камуфляжа стоимостью в миллионы долларов.

Помните камуфляж «Пальма», разработанный в СССР в 1944 году? Он ведь тоже оказался не самым удачным, и уже спустя несколько лет почти все запасы формы с этим рисунком были отправлены в дружественные СССР страны, где он и донашивался до конца 50-х годов.

А что у нас?

А у нашей цифры ситуация на самом деле похожая. В ней используется чёрный цвет, что позволяет скрадывать и размывать фигуры бойцов, образуя участки тени и света. Но макроузор у цифры почти такой же маловыразительный, что может привести к похожим результатам во время боевого применения.

Пока же цифра на коне, в неё красят военную технику (в том числе и самолёты, а что, это красиво!). Всё больше стран щеголяют в пиксельном камуфляже. Однако наука не стоит на месте, уже может быть прямо сейчас где-то рисуется сверхновый и супертехнологичный камуфляж будущего. Но всё же… Раньше было гораздо проще.

Источник

Иллюстрации: © L!FE. Фото © Flickr/Defence Images

Автор: Илья Александров