logo
up

9 легендарных легковых вседорожников СССР

17 Фев 2017 12:07

Вседорожники любых мастей в нашей стране особенно любимы и почитаемы автомобилистами. Утилитарные машины, ориентированные на армейские нужды и жителей сельской местности, стали особенно актуальными в военные годы. За несколько последующих десятилетий советские инженеры разработали множество моделей повышенной проходимости, ставших культовыми. Представляем топ 9 советских «проходимцев».

ГАЗ-64 (1941)

Первым советским «джипом» принято считать полноприводник ГАЗ-64. Открытый бездверный автомобиль грузоподъёмностью 400 кг разрабатывался специально для нужд армии. Он должен был служить транспортным средством для командного состава и служить тягачом для артиллерийских орудий. Несмотря на весьма небольшой ресурс (5 000 км пробега), за три года было собрано чуть более шести сотен таких автомобилей в различных модификациях. 1 000-килограммовый вседорожник перевозил четверых пассажиров. От осадков седоков защищал брезентовый тент с одной дугой.

ГАЗ-67 (1943)

ГАЗ-67 — модернизированный вариант «джипа» ГАЗ-64, русский ответ американскому Willys. Выпускался на протяжении 10 лет. Общий тираж составил без малого 93 000 экземпляров. От предшественника вседорожник отличался увеличенной колеёй и существенно переработанной конструкцией. Визитной карточкой ГАЗ-67 стало 4-спицевое рулевое колесо с гнутым деревянным ободом диаметром 385 мм. Вес автомобиля увеличился до 1 376 кг. Углы въезда и съезда — 68 и 44 градуса соответственно. Без подготовки вседорожник мог преодолевать брод глубиной 0,55 м, со спецподготовкой — 0,8 м.

ГАЗ-69 (1953)

Полноприводник под кодовым именем «Труженик» был запущен в производство в 1953 году. Производился в двухдверной восьмиместной и четырёхдверной пятиместной модификациях. Автомобиль стал настоящим хитом и за все годы производства разошёлся тиражом 600 тысяч экземпляров в 56 странах мира. 50-сильный двигатель знаменитого «козлика» позаимствовали у «Победы». Машина получила отключаемые ступицы переднего моста, что позволяло немного сократить расход топлива.

ГАЗ-М73 (1954)

Этот уникальный вседорожник, созданный усилиями команды инженеров под руководством Г. Вассермана, в серию так и не пошёл. «Украинец» предназначался сельским механизаторам и частично был собран на базе узлов и агрегатов «Москвича-402». Раздаточная коробка, подвески и ведущие мосты разрабатывались для вседорожника с нуля. Автомобиль интересен своим странным кузовом и короткой колёсной базой. Максимальная скорость в 85 км/ч оказалась избыточной для такой машины, а большой вес и недоработки конструкции привели к сворачиванию проекта. Однако решения, применённые при проектировании ГАЗ-М73, пригодились при создании 410-го «Москвича».

«Москвич 410» (1957)

5

«Москвич 410» с несущим кузовом и отключаемым передним мостом выпускался всего два года. Он предназначался механизаторам сельского хозяйства в качестве личного транспортного средства. В основу конструкции лёг легковой Москвич-402. По сравнению с «донором», автомобиль получил усиленный кузов. Рулевой механизм был позаимствован у «Победы». Специально для 410-го «Москвича» создали двухступенчатую раздаточную коробку передач, телескопические амортизаторы заменили на рычажные. Дорожный просвет подняли до 220 мм. Автомобиль мог преодолевать полуметровый брод и взбираться в 33-градусный подъём.

УАЗ 452 (1965)

6

Знаменитая «Буханка» встала на конвейер Ульяновского автозавода в 1965 году. Этот автомобиль по праву считается старейшим грузопассажирским автомобилем нашей страны и в модифицированном варианте до сих пор доступен покупателям. Изначально машина выпускалась как в кузовном, так и в бортовом вариантах. В качестве двигателя вседорожника применялся модернизированный двигатель ГАЗ-21. На платформе УАЗ 452 выпускались санитарный автомобиль, грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом, десятиместный микроавтобус вагонной компоновки и даже седельный тягач.

ЛуАЗ-969 (1966)

А вот один из лучших вседорожников всех времён — знаменитый ЛуАЗ-969 с полунесущим кузовом. Автомобиль выпускался на Луцком автозаводе в общей сложности с 1966 по 2001 годы и стал первым в истории советским переднеприводным автомобилем (была и такая модификация), а также первым внедорожником, предназначавшимся для личного пользования. Машина оснащалась двигателем МеМЗ-969 объёмом 890 см³ и мощностью 30 л. с., а также МеМЗ-969А объёмом 1 197 см³ и мощностью 40 л. с. 4-ступенчатая коробка передач машины с начала производства имела полностью синхронизированный ряд передач переднего хода и гидропривод сцепления. Дифференциал заднего моста имеет принудительную блокировку из салона.

ВАЗ-Э2121 «Крокодил» (1971)

Знаменитая и выпускаемая поныне «Нива» могла бы выглядеть и так. Концепт образца 1971 года представлял собой классический рамный внедорожник с отключаемыми передним и задним мостами и открытым кузовом. К счастью, создатели быстро поняли, что автомобиль получился слишком топорным и недостаточно комфортабельным. Инженеры ограничились двумя собранными экземплярами, а вместо ВАЗ-Э2121 на конвейер пошёл ВАЗ-2121 — один из первых в мире кроссоверов с несущим кузовом.

УАЗ 469 (1972)

А это основной командирский автомобиль Советской Армии, УАЗ 469. Вседорожник начали разрабатывать ещё в пятидесятых годах прошлого века, однако на конвейер он встал лишь в 1972-м. Автомобиль получил открытый пятиместный четырёхдверный кузов со съёмным брезентовым тентом. Двери имеют съёмные металлические остеклённые надставки. Рамка ветрового стекла машины откидывается на капот. В качестве двигателя применялся 75-сильный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-451МИ. В 1983 году автомобиль начали комплектовать 77-сильным мотором и радиатором с герметичной пробкой.

Проницательный читатель отметит, что в нашем списке нет главного автомобиля — знаменитой «Нивы». И будет прав, ведь она крута ровно настолько, чтобы посвятить ей отдельный материал!

Источник фото: quto.ru

Источник

Автор: Илья Александров