logo
up
prityazhenie
prityazhenie

«Притяжение» Ф. Бондарчука притягивает, но осадок остаётся

30 Янв 2017 14:55

В прокат вышла новая режиссёрская работа знаменитого актёра. Замечательного актёра вот уже 11 лет тянет не сниматься, но снимать, при этом критика порой такая, что я бы на его месте бросил это гиблое дело. Критиковать особо не буду, просто факты, которые мне удалось воспринять в качестве зрителя.

Все любят киноляпы. И тут тоже удалось заметить очень интересный момент в самом начале. Космический шарик с двигателем летим над морем. Почему над морем? Потому что на перехват поднимаются машины с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» и Липецкой авиабазы. Согласитесь, лети он над сушей, – какой резон палубную авиацию поднимать? Получается, что он над акваторией Чёрного моря, ибо из Липецка ни до какого другого моря, куда мог бы зайти «Кузнецов», просто не достать.

Две всаженные ракеты наносят серьёзный ущерб кораблю, который и так шёл со скоростью 500 км/ч, и он благополучно, проходя все системы ПВО, падает в Чертаново, Москва, где разносит добрую половину района. Как его пропустить-то смогли, ведь летел он, получается, без малого 1500 км? Даже на скорости 500 км/ч это три часа лёта. Но это ладно, это мелочь для затравки.

Главных героя три: школьница, которую совершенно «заказармил» папа-полковник, альфа-гопник «с района», без определённого места работы, но катающийся на неплохой машинке, и пришелец в человеческом обличье Харитон. Ну и ещё ботаник, пускающий килограммы слюней на упомянутую школьницу. Папа-полковник тоже присутствует часто, но больше в качестве папы, чем собственно полковника.

Что порадовало и увлекло в «Притяжении», так это спецэффекты, сама картинка. Наконец-то научились качественно делать, хоть и с помощью «Коламбии» и «Сони». Ну и великолепный юмор и приветственный жест инопланетного Харитона, конечно. Одна фраза, обращённая к бабушке Юли «лет до фига, усыплять пора» чего стоит! Но дальше…

Начну с того, что пришелец в теле человека, сидящий в биоэкзоскелете, прилетевший на Землю в «умном и самодостаточном» корабле, чтобы понять происходящее, ибо не верил Высшему Космическому Совету (или как это у них называется), является 100%-ной калькой с фильма С. Дерриксона «День, когда Земля остановилась» с Киану Ривзом. С той небольшой разницей, что Ривз летел уничтожать, а Риналь Мухаметов, исполнитель роли Харитона, решил сначала посмотреть на реалии земные.

Чудесное спасение пришельца в обоих случаях осуществляется существом женского пола, только в американской версии это женщина-учёный, не желавшая отдавать такую находку на опыты военным, а в версии Бондарчука – школьница, у которой не очень получается с альфа-гопником Тёмой, но которая бессознательно сразу влюбляется в инопланетяшку.

Больше всего меня затронуло то, какими предстаём в фильме мы, россияне. В «Притяжении» есть лишь один адекватный персонаж – полковник Лебедев, отец школьницы Юли. Трезвый, здравомыслящий, ставящий задачей сначала понять, что им надо, и это ему удаётся посредством телепатического контакта с кораблём, а потом уже стрелять.

Остальные земные персонажи являются полными отморозками, совершенно не обременённые интеллектом. Так, в результате агрессивных действий в закрытой зоне, бригаде альфа-самца Тёмы удаётся раздобыть экзоскелет. Какие мысли возникают? Правильно, продать с аукциона. Придурки, у вас «на районе» инопланетный корабль валяется, это же технология, которую нужно отдать учёным и военным! Но нет, только личная выгода.

Проблеск разума возникает у нашего гопника, который звонит потенциальному тестю Лебедеву, явно с желанием помочь. Но встреча не состоялась, вернее, состоялась не так, как он планировал.

Начавшиеся проблемы с исчезновением воды в округе провоцируют конфликт между жителями и силовиками. Тёма, пытавшийся оттаскивать разъярённых граждан от полиции, получает живительный удар дубинкой по хребту, что в корне меняет его мировоззрение.

А когда Юля вытаскивает из отделения полиции случайно задержанного за непотребный вид инопланетянина, но не его, у альфа-Тёмы окончательно рвёт крышу. Туда же накладывается и последующее известие от кореша, что подруга-то с парнем левым на концерте зажигает.

Дальше начинается самый натуральный Майдан. Драка с инопланетянином в запретной зоне за девчонку, в ходе которой погибает его друг, причём от выстрела, произведённого из пистолета полковника, который дочка стащила, решив изначально организовать движение Сопротивления (зачем?), который оказался в руках белобрысого приятеля, жутко боявшегося пришельцев.

Далее по отработанной технологии «цветных революций». Посты в соц. сетях «пришелец убил человека», «это наша земля» и прочие радости. Изначальное искажение обстоятельств смерти друга приводит к восстанию гопников со всего Чертаново. Тут и трогательная речь а-ля Ленин на броневике, и тачка типа бэт-мобиль, чтобы ворота Зоны протаранить, «молотовы», «куплю биты оптом» и т. д.

Чертаново, наравне с Солнцево и Люберцами, давно пользуется дурной славой. Ну а теперь мир увидел россиян во всей красе: мелочные, жадные, готовые на конфликт с силовиками по любому поводу, главное нужный вброс сделать. Надо всего лишь найти заинтересованного человека, преследующего собственные цели.

Да, Бондарчук говорит, что его волнует тема социальных протестов, а в основе истории лежат беспорядки в Бирюлёво в 2013-м. И это так, социальный протест есть всегда, это многих беспокоит. Но это не значит, что нужно выставлять всю страну в образе гопника с битой, который готов, как Портос, драться ради драки. В данном случае ради самки.

Собственно, это и есть моя главная претензия к режиссёру. Всего один вменяемый персонаж, и тот военный. Ну, есть ещё учитель, который не пользуется никаким авторитетом у учеников, что тоже не делает нам чести.

Вторая претензия – подача сюжета. Практически любая зарубежная фантастика подобного плана строится по следующему принципу: пришельцы желают поработить Землю, начинается Сопротивление, доблестные американцы выгоняют захватчиков.

Что подал Бондарчук? С точностью до наоборот – в роли агрессора выступили русские парни с битами и цепями. Спасибо, Фёдор Сергеевич, лучшего доказательства врождённой агрессии русских для западного мира и придумать нельзя!

Конечно, можно воспринять и как сигнал потенциальному противнику, мол, ты к нам не лезь, у нас народ быстро по привычке за оружие берётся. Но в фильме мы показаны как тупое стадо, готовое идти за громко кричащим о сугубо личном человеком.

Следующая претензия – философская подоплёка, опять-таки слизанная у Дерриксона. Рассуждения о том, что мы сами себя уничтожаем, настолько коротки и неубедительны, что можно было вообще их не использовать. Внимание зрителя приковано к толпам бешеных «парней с района», а не высокой философии о вреде саморазрушения.

Что показано действительно хорошо, так это поведение нашего правительства, которое молчит. Нет бы сказать людям: «Товарищи! Внеземной корабль немного капут, мы их случайно ракетами покоцали. Но они зла не держат, говорят, что чуток починятся и дальше полетят. Поэтому без паники, никто нас порабощать не собирается». Но молчание руководства заставляет людей, привыкших к навязанной с телеэкранов картинке со злобными космическими тварями в духе Чужого или Хищника, додумывать себе проблему. Что и выливается во всякого рода народные волнения. Надеюсь, руководство страны будет наконец учитывать фактор правды в отношениях со своими гражданами.

В общем, если человек желает посмотреть внешне красивый экшен с участием инопланетян, то можно отправляться за билетами в кино. Зрителю же, желающему увидеть в фильме серьёзную философскую подачу, прогресс межпланетных отношений и хэппи-энд в виде делегации учёных, отправленной в дальний космос, в кинотеатре делать нечего.

Автор: Валерий Усачёв

Источник фото: arnapress.kz, kinonews.ru (2 фото), kinomania.ru, t-i.ru

Автор: Илья Александров