logo
up
МИ-17 Афганистан
МИ-17 Афганистан

Чем не угодили Ми-17 в Афганистане американской администрации?

04 Дек 2016 15:19
view980

Не секрет, что советская вертушка Ми-8, идущая на экспорт под индексом Ми-17, является самым долгоживущим и самым востребованным в мире вертолётом. Летать можно где угодно, хоть на Колыме, хоть в Сахаре, но вот из Афганистана его захотели потеснить.

Джон Николсон, командующий оккупационными (автор определяет фактический, а не юридический статус) войсками в этой ближневосточной стране, заявил, что придётся от «Семнадцатого» отказаться, ибо санкции есть и их надо соблюдать. С чего вдруг он это заявил именно сейчас, а не в 2014-м?

Известно, что вновь избранный президент США Дональд Трамп озабочен в первую голову приведением в порядок собственной экономики. Поэтому логично предположить, что новая администрация решила попросту заменить афганский авиапарк собственными машинами.

Выглядеть это будет примерно так: Ашраф Гани, президент республики и самый настоящий американец афганского происхождения (окончил Американский Университет Бейрута, Колумбийский университет, преподавал в Калифорнийском университете – какой из него гордый горный бедуин?), присоединяется к антироссийским санкциям и просит правительство США продать ему суперсовременные «Блэк Хоуки». А то Ми-17 уже устарел, а если не устарел, то всё равно запчастей взять негде. Тем паче, что в ноябре с. г. США отказались от закупок наших вертушек для Афганистана.

По причине отсутствия денег в самой республике, расплачиваться Гани будет полезными ископаемыми (да, это вам не иракский Хайдер Аль-Абади, показавший дулю вместо нефти Трампу) и увеличением наркотрафика в сторону России.

Ведь что говорит Николсон? «Поскольку действуют антироссийские санкции, эти вертолёты невозможно будет поддерживать в рабочем состоянии. Ми-17 – это прекрасные машины, которыми афганцы пользуются без всяких проблем. Вопрос заключается в их обслуживании».

То есть, прикрываясь санкциями, американцы решили заменить Ми-17 на собственный UH-60A Black Hawk. Он в чём-то лучше (практический потолок и скорость), в чём-то хуже (грузоподъёмность и вместимость), но проблема в том, что афганцы более 30-ти лет летают на наших машинах, хорошо их знают, а переучиваться сходу на новые? Потребуется достаточно большой контингент специалистов разного профиля, что оправдает увеличение военного присутствия в Афганистане.

Сюда же прекрасно вписывается и вчерашнее принятие оборонного бюджета США, где прописан запрет на выделение средств для военного сотрудничества с РФ. В нём, конечно, указали (чтобы Трампа не подставлять, видимо) нераспространение запрета на афганскую логистику, но пояснили, что в этом регионе любые действия, идущие вразрез с данным ограничением, должны согласовываться с Конгрессом.

Конгресс, естественно, разрешений по Афганистану не даст, поэтому всё пучком: «Летайте только вертолётами Сикорского!». А у «Sikorsky Aircraft» свои проблемы…

В 2015-м компания была продана «Lockheed Martin Corporation», известной своими провальными проектами, начиная со знаменитого F-117, сбитого стареньким ЗРК С-125 визуально (мы не знали, что он невидимый), и заканчивая «золотыми» F-22 и F-35, которые, при своей заоблачной стоимости, имеют такие ограничения по применению из-за ошибок в проектировании, что многие страны попросту отказались их закупать.

Приобретение концерном знаменитой вертолётной компании могло бы существенно улучшить рейтинг и финансовое состояние «Локхида», если найти дополнительный рынок сбыта, и вот теперь он найден: Афганистан.

09.11.2016-го, когда стало известно о победе Трампа, акции концерна выросли на 6%, акции «General Dynamics» (аэрокосмическая и частично военная отрасль) на 10%, зато бумаги «Sturm Ruger & Co IncShs» и «Smith & Wesson Holding Corp.», этих монстров стрелкового вооружения, упали на 25% и 21% соответственно!

И теперь понятно, с чем связан запрет конгрессменов и отказ от наших Ми-17: Трамп действительно решил заняться внутренней экономикой, а не просто продажей стрелкового оружия в горячие точки планеты. Потому как имидж спонсора боевиков, который прочно закрепился за США, новый президент хочет изменить.

Но автор видит ещё одну причину отказа от наших вертолётов: Украина. Двигатели ТВ3-117МТ всегда изготавливались в Запорожье ПАО «Мотор Сич» (бывш. «Моторостроитель»). Весной 2013-го у компании были контракты с РФ уже в процессе подписания, контракты почти на $1,5 млрд, но случившийся Майдан всё перечеркнул. На сегодняшний день «Мотор Сич» фактически не работает, зарплаты упали за текущий год на 8,5%.

ГП «Антонов», которые также закупали двигатели, переходит на американские движки от «General Electrіс», акции которой выросли на 4% после выборов. А запорожцы остаются не у дел.

Предприятие можно было бы спасти, поручив им обслуживание Ми-17 афганских ВВС, но Трампу этого не надо. Зачем спасать конкурента, если можно просто гнать свои двигатели на экспорт?

Иными словами, мы видим всё ту же экспансию США на Ближний Восток и Украину, но теперь уже чисто экономическим путём, раз силовым не получается.

Кстати, в 2014-м «Мотор Сич» всерьёз задумался о переезде в Россию либо в третью страну. Быть может, нашему руководству стоит обратить более пристальное внимание на эту компанию, хорошо себя зарекомендовавшую в отечественном вертолётостроении?

Автор: Валерий Усачёв

Источник фото: defenseworld.net

Автор: Илья Александров

: