logo
up
Северный Морской Путь
Северный Морской Путь

Северный морской путь: будущее международных перевозок

20 Сен 2016 13:07

Глава Арктического экономического совета, президент финской судоходной компании Arctia Теро Ваурасте считает, что из-за нестабильности южных маршрутов перевозчики обратят внимание на Северный морской путь. Однако стремительного роста грузооборота в ближайшее время ждать не стоит. Хотя, в будущем все возможно…

Северный морской путь – морская транспортная коммуникация, главная судоходная магистраль России в Арктике. Кратчайший морской путь между портами Европейской части России и портами Дальнего Востока.

Если российские власти нацелены на повышение эффективности транспортной артерии, то необходимо привлечь внимание азиатских и крупных международных перевозчиков к Севморпути. Ведь транзитная магистраль важна не только для России, но и для других стран.

«Китай, Корея, Япония и даже Сингапур или другие крупные международные игроки в этой отрасли — с ними связаны все ожидания по части роста перевозок по Северному морскому пути».

Так, китайские компании нацелились на СМП. Компания Cosco уже предпринимает попытки получать выгоду от использования СМП.

Если вспомнить о тех рисках, с которыми столкнулись перевозчики в районе Суэцкого канала, то выбор севера становится очевидным. Стабильность и безопасность всегда были в приоритете для международной торговли.

Фото: ЖЖ / Старший помощник капитана Ледокола Ямал Баранов Владимир Валентинович

Дело за малым: сначала себе «местечко застолбит» парочка азиатских компаний-перевозчиков, а за ними и другие потянутся. Объемы грузоперевозок начнут расти. Пока же крупных контейнерных перевозчиков сдерживает сезонный характер грузоперевозок через Северный Ледовитый океан, в отличие от тех же Суэцкого и Панамского каналов.

Но Россия никуда не торопится… Пара десятков лет и отбоя не будет от желающих получить право перевозить грузы по российскому морскому пути. Впрочем, по состоянию на 2015 год, по данным ФГУП «Атомфлот», объем грузоперевозок по СМП составил 5.4 млн. тонн. Вернуться к рекордным (советским) показателям в 6.5 млн. тонн грузооборот СМП сможет в 2018—2019 гг. Согласно оптимистическому прогнозу Минтранса, грузооборот СПМ в 2020-м году может составить 65 млн тонн.

Пока еще СМП остается трассой для внутрироссийских перевозок, но это временно. Не стоит забывать про глобальное потепление. В последние тридцать лет площадь льда в Арктике уменьшилась почти в два раза, что увеличило и срок безледокольной навигации в северных морях. Навигация длится уже не с июля по сентябрь, а с июня по ноябрь.

Кроме того, следующие факторы обязательно привлекут внимание иностранных перевозчиков:

  1. среднее время доставки грузов через Суэц составляет 48 дней, а через арктические моря — 35 дней. Экономия времени, топлива и сокращение транспортных издержек;
  2. очередей нет, как нет и платы за проход судов. Только ледокольный сбор;
  3. отсутствие сомалийских пиратов;
  4. нет ограничений на тоннаж и размер судов.

К слову, на Северный морской путь уже «глаз положили» японцы. Страна Восходящего солнца готова направить по нему до 40% своих грузов, что сейчас идут кружным путем через Индийский океан.

Спецпредставитель Японии по вопросам Арктики Казуко Сираиси в ранге посла уже заявила в Москве, что Токио намерен следить за ледовой обстановкой в Арктике вместе с Россией и участвовать в развитии СМП.

Да, пора бы вспомнить и про интересы нынешнего «мирового гегемона». В начале года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сильно удивлялся, узнав, что американская фирма McKinsey выиграла российский конкурс по концепции развития СМП. Россия уже неоднократно заявляла, что не позволит вывести северный морской путь из-под юрисдикции нашей страны.

Полагаю, важность Северного морского пути для России и остального мира ясна. Будущее России слагается из многих факторов, в числе которых и развитие арктического региона и СМП. Мы согласны сотрудничать и совместно развивать территории и транспортные артерии России, но никому не позволим прибрать их к рукам. Хотите свободно плавать под килем? Обращайтесь! Только так, и никак иначе.

Автор: Николай Киреев

Источник фото: ЖЖ / Старший помощник капитана Ледокола Ямал Баранов Владимир Валентинович

Автор: Илья Александров
Присоединяйся к нам на канале в Яндекс.Дзен Присоединяйся к нам в Одноклассниках

Новости партнёров

Загрузка...