logo
up
0_c029b_903630d3_orig
0_c029b_903630d3_orig

Советские «Лиры», державшие НАТО в страхе

29 Июн 2016 16:47

В 1970-х в руки военных разведчиков США попали данные о неизвестном ранее советском оружии с обозначением 705. Тогда американцы еще не подозревали, что узнали об одной из инновационных советских разработок – атомной подводной лодке «Лира», впоследствии получившей НАТОвскую классификацию «Альфа».

Небольшие одновальные скоростные подводные лодки проекта 705 «Лира» были  практически неуязвимыми для вооружений того времени и буквально перевернули все представления американцев о подводном флоте и противолодочных средствах.

Фото: topwar.ru

Фото: topwar.ru

Концепция создания малогабаритной автоматизированной субмарины с уменьшенным составом экипажа зародилась в конце 1950-х. Лодки должны были стать так называемыми подводными перехватчиками, способными догнать и поразить любую подводную цель.

По этой части советские «Лиры» превзошли все ожидания: на глубине субмарины были способны двигаться с невообразимой для подводного судна скоростью – 41 узел. Такого показателя не смог достичь ни один конкурент того времени, как не могут этого сделать и современные АПЛ, за исключением атомохода К-222 проекта 661 «Анчар», который по сей день сохраняет рекорд скорости среди подводных лодок – 44,7 узлов.

Феноменальная скорость, превосходящая скорость торпед того времени, была обеспечена за счет новейшей ЯЭУ высокой мощности (реактор с жидкометаллическим теплоносителем, впервые и единственный раз примененный серийно на лодках проекта 705), малых размеров (экипаж корабля состоял из 30 человек) и титанового корпуса, обеспечившего «Лирам» наименьшую массу. Все боевые и технические средства корабля управлялись и контролировались с центрального поста. Механизирован был даже камбуз.

Вдобавок лодки этого проекта могли погружаться на глубину 700 метров, а это значительно больше, чем глубина погружения современных атомоходов, что уж говорить о субмаринах НАТО времен «холодной войны».

И все-таки, несмотря на все плюсы, как любая прорывная программа, проект «Лира» также был обременен «недугами», первый из которых – высокая шумность. Однако скорость движения в совокупности с глубиной погружения позволяла им с лихвой компенсировать этот недостаток. Кроме того, эти же характеристики «Лир» покрывали и скромный по сравнению с другими советскими лодками арсенал вооружения – в разных сочетаниях это был набор из 18 или 21 торпеды и крылатых ракет. Тем не менее, даже подобный арсенал позволял нанести серьезный ущерб морской группировке НАТО, у которой не было средств для эффективного ответа.

Третий недочет проекта «Лира», ставший впоследствии основополагающим фактором, обусловившим вывод атомоходов из состава флота – это финансовая составляющая (лодки требовали дорогостоящих и сложных работ по обслуживанию и ремонту). СССР заплатил высокую цену за столь феноменальные показатели. Подлодки проекта 705 стали обременительными даже для немалого советского бюджета, предусмотренного для строительства и эксплуатации подводного флота.

image_16575

Фото: driver.com

В Советах было построено семь подводных лодок класса «Лира», но боевого применения ни одна из них так и не получила. Первая лодка проекта покинула флот в 1974-м году. С окончанием «холодной войны» РФ полностью отказалась от эксплуатации этих субмарин, а к середине 1990-х годов все лодки этого класса были выведены из состава флота и утилизированы.

Тем не менее, СССР многому научился в процессе эксплуатации лодок проекта 705, придя к важному выводу, что комбинация целой серии инновационных технологий часто негативно сказывается на надежности и резко увеличивает ресурсоемкость. И все же быстроходные «Лиры» оставили след в истории кораблестроения: технологии, внедренные в  субмарины проекта 705, в той или иной степени были заимствованы в следующих проектах АПЛ, таких как «Барракуда», «Щука» и «Ясень».

Источник фото: inosmi.ru

Автор: Илья Александров
Присоединяйся к нам на канале в Яндекс.Дзен Присоединяйся к нам в Одноклассниках

Новости партнёров

Загрузка...