logo
up
Раздувать из мухи слона
Раздувать из мухи слона

Утиные истории, или Как раздуть из мухи слона

01 Июн 2016 10:34

Как нечестные СМИ делают новости

Как известно, реклама – двигатель прогресса. И это, конечно, её положительная сторона. Однако есть и отрицательная. Щёлкая пультом телевизора, мы недовольно ворчим: «Опять реклама…» – и продолжаем переключать каналы в поисках чего-нибудь интересного. Но вряд ли кто-то задумывается, что именно реклама – то, ради чего затеян весь сыр-бор. Без нее ни телевидение, ни любое другое средство массовой информации не просуществовало бы и дня.

То, что СМИ живут за счёт рекламодателей – в общем-то, не секрет, именно этим обусловлена извечная борьба журналистов за рейтинги, тиражи и просмотры (последнее весьма волнует журналистов, работающих в Интернете). Чем выше эти показатели, тем охотнее рекламодатели принесут в издание свои немалые денежки. А чтобы обеспечить внимание зрителя/читателя, необходимо регулярно выдавать на-гора интересные новости. И тут возможно два пути: либо работник пера и диктофона роет носом землю, выискивая сенсации, либо он просто их придумывает. Поэтому зачастую новости, которыми нас потчуют, далеки от истины так же, как боксер Майк Тайсон далёк от балета.

Иногда «золотые перья» действуют по принципу: «Все новое – хорошо забытое старое» – и выдают за сенсацию новость, уже давно поросшую мхом. За примером далеко ходить не надо: вот новость 2009 года, опубликованная на портале http://www.newsru.com

1

А вот она же, выданная работниками издания http://www.gazeta.ru/ за сенсацию четыре года спустя, в 2011.

2

Но такие мелкие «шалости» желтых писателей, по крайней мере, вполне безобидны. Откопать старый инфоповод и приукрасить его новыми деталями, сыграв на низменных инстинктах человека и подсунув ему историю, замешанную на сексе, – это, конечно, нисколько не профессионально, но, по крайней мере, никому не приносит особого вреда.

Гораздо хуже, когда создатели новостных «уток» прибегают к откровенной лжи. Естественно, их жертвами очень часто становятся медийные личности, которые интересны читателю. Фамилия такого персонажа, упомянутая в громком заголовке, пусть и не имеющим ничего общего с правдой, резко поднимает все те же тиражи и просмотры, а значит, делает издание более привлекательным для рекламодателей.

И жёлтые журналисты, ничуть не смущаясь, лезут в частную жизнь звёзд, не беспокоясь о том, кому и какие неудобства могут причинить своей активностью. Если случается что-то из ряда вон выходящее, журналисты скрипят перьями и стучат по клавиатуре, приукрашивая события до такой степени, что из мухи получается даже не слон, а какой-нибудь голубой кит, являющийся самым большим животным в мире.

Вспомнить хотя бы, как СМИ мусолили тему о смерти известной певицы Жанны Фриске. И даже сейчас эта тема до сих пор не закрыта: в погоне за сенсациями журналисты умудрились обвинить мать погибшей поп-дивы в том, что она присвоила себе деньги благотворительной организации «Русфонд», переведенные на банковскую карточку певицы. Отцу Фриске в итоге пришлось опровергать эту информацию.

3

Очевидно, что для тех, кто гонится за сенсациями, невозможна такая ситуация, что популярная певица могла, как и любой смертный, заболеть и не справиться с недугом. Нет, в этой истории обязательно должны быть похищенные деньги, обманутые мужья и подруги, трагические ошибки врачей, роковая беременность и далее по списку.

Вообще, удивительно, как мелкие детали стараниями борзописцев вдруг превращаются в невероятные сенсации. Взять хотя бы недавнюю историю о московских гонках золотой молодежи, в которой были замешаны дети богатых родителей. История вышла шумная, и питерские журналисты решили не отставать от своих московских коллег, поэтому выдумали собственную сенсацию. Им повезло, и в конце мая петербургская дорожная полиция остановила кортеж, который изначально, якобы, не хотел останавливаться. Потом, правда, выяснилось, что работники полосатого жезла перепутали марки автомобилей, и требовали остановиться «Мерседес», хотя на самом деле их внимание привлёк «БМВ». А когда гаишники осознали свою оплошность, машина уже ехала по мосту, на котором нельзя останавливаться. Но работников портала http://www.fontanka.ru/ это не остановило, и банальное недоразумение превратилось у них в погоню с нападением на полицию, а в кортеже и вовсе восседал якобы Пригожин.

12

Но журналистам хватит и гораздо менее веского повода, чтобы раздуть масштабы произошедшего 1:1000000. Например, заприметив, что Лиза Боярская и ее муж актер Максим Матвеев не носят обручальные кольца, СМИ тут же развели пару, не постеснявшись придумать массу грязных подробностей. Боярской пришлось оправдываться, объясняя, что в их семейной жизни все в порядке, а кольца они не носят совсем по другой причине.

5

Именно так создаются «утки», а мы отчего-то в них искренне верим. Конечно, далеко не все журналисты бесчестны, многие из них – настоящие профессионалы своего дела, преданные профессии. Но тех, кого даже язык не поворачивается назвать журналистом – разве что «сочинителем», – увы, гораздо больше. И как ни странно, именно в силах читателей переломить эту ситуацию. Реклама, конечно, – двигатель прогресса, но не стоит забывать, что спрос рождает предложение. И пока мы верим в эти выдуманные «утиные истории» и с любопытством разглядываем замаскированную под слона муху, нечистоплотные писаки будут и дальше потчевать нас выдуманными скандалами.

Источник фото: weblancer.net

Автор: Илья Александров
Присоединяйся к нам на канале в Яндекс.Дзен Присоединяйся к нам в Одноклассниках

Новости партнёров

Загрузка...