После многомесячных переговоров с Брюсселем премьер-министр Дэвид Кэмерон все-таки добился «особого статуса» для Великобритании в составе ЕС. Получив исключительные условия, Лондон открыто заявил, что никогда не примкнет к еврозоне и не станет частью европейского «супергосударства». Тем не менее, британцам удалось усилить свои позиции, а сам Союз еще больше «затрещал по швам».
Триумфальное для Кэмерона решение было принято в пятницу вечером. Он добился выполнения большинства своих требований, которые выдвигал Брюсселю, угрожая референдумом о выходе из состава ЕС.
Буквально несколько дней назад председатель Европейского совета Дональд Туск, по сути, призвал к тому, чтобы уступить Лондону. Он заявил, что настал «критический момент» — если требования не будут удовлетворены, развал Евросоюза не за горами. И, судя по всему, это возымело эффект. Соглашение было принято единогласно.
«Это исторический день для Британии», — заявил Кэмерон на пресс-конференции по итогам саммита. Сегодня, 20 февраля, он проведет заседание кабмина и парламента, где объявит о своих успехах.
Суть реформ
Великобритания добилась для себя спецусловий сразу в нескольких сферах. Например, в экономике. Кэмерон прямо заявил, что «Великобритания никогда не примкнет к еврозоне». Это важно, чтобы иметь возможность уклоняться от обязательств, но пользоваться возможностями.
Так, по его словам, «налогоплательщики из стран, не входящих в еврозону, не должны участвовать в операциях по спасению евро как валюты». Если экономическую политику еврозоны определяет Европейский центральный банк, то для стран, которые не входят в еврозону, этот институт – не указ. Для них первостепенны решения, принимаемые национальными банками. В данном случае — Банком Англии. При этом сохранение формального членства в ЕС позволит проще выстраивать торговые связи с международными игроками. Например, с США, Китаем, Японией и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии.
Пожалуй, самым сложным пунктом, который не могли решить между собой Лондон и Брюссель, был миграционный вопрос. Кэмерон добивался пересмотра базового принципа «открытых дверей» — когда страны, входящие в ЕС, должны принимать у себя всех ищущих работу европейцев из соседних государств, автоматически предоставляя им социальные льготы и пособия.
Теперь Британия получит право так называемого «экстренного торможения» — системы, которая позволит ограничить приезжим мигрантам к социальным благам страны. Лондон называет это «механизмом защиты» своей социальной системы. Отныне соцпособия новоприбывшим в эту страну будут выплачиваться не сразу, а лишь спустя четыре года. Кроме того, будут ограничены выплаты детских пособий тем, чьи чада находятся на родине. Эти поблажки будут действовать на протяжении 7 лет, без права продления.
Впрочем, британский премьер уже пообещал не останавливаться на достигнутом и выступить с новыми предложениями, направленными на «укрепление суверенитета страны».
Нет европейскому «супергосударству»
Главная цель Лондона – сохранение независимости от решений Брюсселя тогда, когда это необходимо, а также возможность блокировать неугодные для себя законы.
«Европа — где необходимо, национальное — где возможно», — это ключевой принцип, на котором открыто настаивал Кэмерон.
Он признал, что добивается пересмотра базовых принципов Евросоюза, чтобы Великобритания получила особые полномочия, и «более тесная» интеграция не затрагивала королевство.
«Великобритания навсегда будет выведена из-под принципа «все более тесного союза», она никогда не станет частью европейского супергосударства», — заявил британский премьер.
И хотя евроскептики, сомневаются, что поблажки Брюсселя дадут возможность Великобритании добиваться блокирования не устраивающих ее законов, очевидно, что Лондон доказал свою значимость и добился большего влияния на принимаемые решения.
«Великобритания будет сильнее в составе реформированного ЕС. Достигнутые договоренности носят юридически обязывающий характер…», — заявил Кэмерон.
Референдум как старт для распада Евросоюза
На фоне этой триумфальной победы Кэмерон, судя по всему, постарается ускорить проведение референдума о выходе из ЕС. Понятно, что Брюссель пошел на уступки в обмен на то, что Великобритания останется в составе ЕС. И сейчас Кэмерону необходимо обеспечить нужный итог референдума. Из-за проблем, с которыми столкнулся в последнее время ЕС, число тех, кто готов проголосовать за выход из состава Союза, возросло. Однако уступки, которых добился Кэмерон, должны переломить настроения общественности. И сейчас важно не упустить удобный момент.
Референдум должен пройти не позднее конца 2017 года, но, по всей вероятности, сроки ожидания будут сокращены до минимума, и голосование может состояться уже в июне этого года.
Тем временем перспектива возможного раскола Евросоюза отнюдь не исчезла. Она лишь отложена на неопределенный срок. Даже сохранение Британии в составе ЕС не гарантирует светлого будущего. Поблажки для Лондона поставили под сомнение основополагающие принципы ЕС, которые были одинаковы для всех. Не исключено, что след за Кэмероном «особого статуса» потребуют и другие страны, чем еще больше подвергнут сомнению сам смысл дальнейшего существования проекта под названием «Европейский Союз».
Екатерина Алонова