Румынские политики приготовили большую «ложку к обеду» — они решили использовать политический кризис в Молдавии для реализации давно вынашиваемой мечты о поглощении соседней республики.
Вопрос о сближении с Румынией давно разделил молдавское общество на два лагеря — унионистов (сторонников объединения двух стран) и молдовенистов (противников такого сценария). Много лет в стране ощущается действие так называемой «мягкой силы», плавно стирающей границы между странами: идея объединения транслируется в СМИ, а молдавский язык постепенно вытесняется румынским — в 2013 году Конституционный суд республики даже официально признал его государственным. Как результат — из 3,5 млн жителей республики около полумиллиона уже получили гражданство соседней страны и еще примерно столько же подали заявку и на получение румынских паспортов.
На фоне массовых протестов, которые продолжаются уже на протяжении нескольких месяцев, румынские политики решили воспользоваться моментом, чтобы усилить влияние в республике. Если раньше они поддерживали руководство Молдовы, помогая ему проводить политику сближения с ЕС, то теперь изменили свою риторику, реагируя на запросы толпы. Так, в интервью, которое вышло в понедельник в молдавском издании Deschide, экс-президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что находящиеся у власти политики исчерпали кредит доверия.
В качестве варианта решения политического кризиса Бэсеску открыто предложил объединение двух государств, границу которых по реке Прут он считает исторической несправедливостью. «Мы нация, живущая в разных государствах из-за того, что так решили Гитлер и Сталин»,— заявил политик.
Решить вопрос слияния, по его мнению, можно «парламентским методом или путем проведения референдума, без использования силы».
Предвидя возможную реакцию России, экс-президент Румынии заявил, что Москва не сможет помешать «воссоединению румынских государств». В своих суждениях он опирается на Хельсинкский акт 1975 года, согласно которому «границы могут быть изменены мирными методами и по соглашению сторон».
Еще больший резонанс вызвал документ, который 10 февраля представил на суд общественности румынский сенатор от пропрезидентской Национальной либеральной партии Виорел Бадя. Он презентовал целую стратегию под названием «Республика Молдова — приоритет политики Румынии».
Документ затрагивает целый ряд направлений, в которых, по мнению авторов, можно «наладить взаимодействие». Например, в сфере культуры планируется продвигать румынский язык и культуру «для сохранения и развития румынской идентичности». С точки зрения религии предлагается поддерживать Бессарабскую митрополию, которая подчиняется Румынской митрополии и конкурирует с Молдавской митрополией РПЦ.
Но самым интересным пунктом можно назвать, пожалуй, разработку нормативной базы для создания общей жандармерии и совместных полицейских структур. По всей видимости, в случае необходимости они помогут подавить возможные протесты тех, кто не поддержит румынский сценарий. А таких может оказаться немало.
По сути, сейчас в общей массе протестующих можно выделить три основных течения. Первое – сторонники сближения с Россией. По словам экспертов, отринутая от власти компартия по-прежнему является мощной политической силой и имеет серьезное влияние в нескольких регионах республики, особенно в сельской местности, в аграрном секторе.
Второе движение – это сторонники молдавского суверенитета, которые не против вступления в ЕС, но категорически не поддерживают интеграцию в состав Румынии.
И наконец, третье направление – это унионисты, которые считают Молдавию неким придуманным коммунистическим проектом и полагают, что она должна соединиться с Румынией, что неизбежно гарантирует переход в состав Евросоюза. К третьему течению относится Гражданская платформа DA («Достоинство и правда») – мощная политическая платформа, которая во многом дала толчок к массовым протестам внутри страны.
Выходит, что унионистские идеи разделяет менее половины жителей республики. Тем не менее, эксперты полагают, что Бухарест будет активно поддерживать прорумынские политические силы на вероятных досрочных выборах. А это почти наверняка усугубит ситуацию в стране, обострив разногласия между молдовенистами и унионистами.
Примечательно, что румынские политики рассчитывают решить вопрос объединения путем референдума. То есть, по сути, реализовать крымский сценарий, отстаивая право народов на мирное волеизъявление. Любопытно проследить, как на это отреагируют в ЕС, ведь референдум в Крыму Запад признавать отказывается.
Настоящим камнем преткновения для Бухареста может стать и Приднестровье, ориентированное на Россию и давно добивающееся независимости. Победа сторонников унионизма с большой долей вероятности приведет к обострению этого вопроса и, почти наверняка, к возникновению еще одной горячей точки.
Екатерина Алонова