logo
up

«Киев продают и покупают»: как Россия получит 49% украинской ГТС

17 Сен 2018 16:51

Украинский «Нафтогаз» обратился к премьер-министру с новым предложением. В частности, руководство компании просит поднять на предстоящем заседании СНБО вопрос о возможности передачи 49 процентов от всей ГТС, пролегающей по территории государства, в частное управление.

На фоне этого экономист Алексей Кущ пришел к выводу, что украиснкая «труба» через руки посредников вполне может оказаться под контролем РФ. Эксперт отметил две ключевые причины «украинской независимости». Первая заключается в необходимости балансирующих мощностей в виде подземных хранилищ газа. Летом, в период наименьшего потребления, топливо закачивается в них, а осенью и зимой, на его пике – поднимается в систему. Параметрические данные прокачки газа в европейские страны указывают на том, что «Газпром» заинтересован в пассиве хранилища не менее 30 миллиардов кубометров.

Вторая причина – так называемый «жирный» сегмент, в который входят страны Южной и Центральной Европы, среди которых Венгрия, Чехия, Словакия, Италия и Балканы. Это направление требует порядка 50 миллиардов кубометров, что составляет почти треть всего рынка ЕС.

На фоне этого некоторые иностранные операторы, осуществляющие поставки газа, демонстрируют заинтересованность лишь в части магистральных газопроводов Украины, а особенно в подземных хранилищах. Такой же подход не является выгодным для Киева, поскольку он чреват уменьшением объемов прокачки топлива через территорию страны, которое составит лишь 50 миллиардов кубометров в год против 100 миллиардов, прокачиваемых сейчас.

Все это окажется чревато потерями украинского бюджета в 2 миллиарда долларов ежегодно из-за снижения объемов прокачки топлива. Таким образом, вся ГТС окажется на грани окупаемости или даже на низшей точки безубыточности.

«В сухом остатке — это транзит в Италию (25 млрд куб. м), Чехию (4,5 млрд куб м.), Словакию (3,7 млрд куб. м), Венгрию (5,5 млрд куб. м), Австрию (6 млрд куб. м) и Словению (0,5 млрд куб. м). Всего — от 45 до 50 млрд куб. м», — отметил эксперт.

При этом он подчеркнул, что данные цифры уже присутствуют в ряде комментариев функционеров «Нафтогаза» о транзите после 2020 года. В указанной модели учитывается наполненность подземных хранилищ лишь на две третьих, а транзитной системы – только частично.

При таком раскладе, чтобы получить хоть какой-то «куш» в этом вопросе, украинская сторона должна весьма грамотно подойти к анбандлингу – разделению «Нафтогазом» функций добычи, хранения и транспортировки топлива. Все это уже привело к жарким дискуссиям между представителями НАК и Кабмина, который хочет заполучить часть финансов газовой компании.

На данный момент по результату тендера «Нафтогаз» уже привлек в качестве консультанта по анбандлингу итальянское подразделение компании Rothschild S.p.A. При этом одним из ключевых кандидатов на управление «трубой» Украины является итальянская компания Snam S.p.A, активно скупающая ГТС в других государствах. Ранее она уже заполучила в свое распоряжение часть австрийской системы,  а украинскую и словацкую уже держит на прицеле. Так ее руководство хочет получить для себя целый транспортный коридор, простирающийся от российско-украинской границы до самой Италии. При этом Алексей Кущ отметил, что эта страна, по его мнению, уже находится под влиянием Кремля путем массы газовых контрактов. При этом топливо будет поставляться не только на Апеннины, но и по всему Евросоюзу, но уже через сеть итальянских трейдеров.

Учитывая вышеизложенные факты, экономист в результате пришел к тому, что единственным покупателем половины украинской ГТС, на деле, станет именно Россия.

«Да, эта новость настолько неправдоподобна, что может оказаться правдой», — заметил Кущ.

Он отметил, что сделано это может быть не напрямую, а путем грамотного международного структурирования бизнеса, с реальными бенефициарами в других странах, фигурирующими в документах весьма «мельком».

В качестве аргументации эксперт отметил, что такая модель бизнеса уже активно применяется в его стране. В качестве примера он привел работу местного оператора связи, успешное существование в стране российских банков и простое продолжение экономического сотрудничества, продолжающееся и даже усиливающееся, несмотря на «войну».

Таким образом, после 2020 года «Газпром» заключит сделку уже не с «Нафтогазом», а с некой «европейской компанией», которая получит управление половиной ГТС Украины.

«Что же касается транзита, то снимать сливки на нем могут только сильные страны. А слабых продают, потом покупают, но лишь затем, чтобы снова продать еще дороже», — оценил положеине Украины эксперт.

Автор: Фил Козлов
Присоединяйся к нам на канале в Яндекс.Дзен Присоединяйся к нам в Одноклассниках
Загрузка...