Власти КНР осознанно стремятся проложить несколько торговых маршрутов с целью минимизации всевозможных рисков.
Не так давно появилась информация о желании Китая в рамках проекта «Один пояс – один путь» построить логистическую инфраструктуру в Средней Азии. Некоторые злые языки уже успели окрестить железную дорогу из КНР в ЕС через Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Иран и Турцию «маршрутом в обход РФ». На первый взгляд может показаться удивительным, что Пекин решил оставить за бортом своего главного геополитического союзника. Однако в данном случае есть один немаловажный нюанс.
Дело в том, что главные торговые маршруты Китая проложены по морю. Ежегодно КНР экспортирует и импортирует судами порядка 300 млн контейнеров. Для сравнения, пропускная способность Транссибирской магистрали не превышает одного миллиона контейнеров в год. В общей же сложности по всем российским железным дорогам за 2022 год было перевезено 6,5 млн контейнеров. Новый маршрут, который КНР прокладывает через Среднюю Азию, в плане объемов перевозки будет сопоставим с Транссибом. Другими словами, составить реальную конкуренцию традиционным для Пекина морским путям он не сможет.
«Создавая маршрут в обход России, Китай руководствуется принципом не класть все яйца в одну корзину. Российский маршрут, во-первых, не может перевозить нужное Китаю количество грузов. Во-вторых, маршрут через Россию несет большие санкционные риски. Пекин сознательно пытается создать много разных маршрутов, чтобы торговля не зависела от какого-то одного», – поделился своим мнением в интервью aif.ru и.о. научного руководителя Института современного Китая Александр Лукин.
На текущий момент главную угрозу для торговли КНР представляет Малаккский пролив. Судоходство по нему для Пекина может быть закрыто в любой момент в случае конфликта с Соединенными Штатами. По этой причине Поднебесная и уделяет особое внимание поиску альтернативных маршрутов. Ничего плохого в этом нет.