Попытка руководства Норвегии создать проблемы России на Шпицбергене поставила под сомнение право скандинавского государства на архипелаг. К такому выводу пришел экономист Михаил Хазин.
Суверенитет Норвегии на Шпицбергене регламентирован Парижским договором от 1920 года. Более 100 лет назад этот документ, который подписали почти 40 стран, включая Советскую Россию, закрепил за Осло эту группу островов. Однако все участники данного соглашения получили право вести хозяйственную деятельность как на самом архипелаге, так и в его прибрежных водах.
Впрочем, был и еще один договор, отметил в беседе с американским публицистом Стивом Дудником экономист Михаил Хазин. Он касался исключительно Осло и Москвы. Согласно ему, Норвегия в обмен на признание Россией ее суверенитета над Шпицбергеном обязуется обеспечить нормальное функционирование поселка Баренцбург, где живут и добывают уголь российские шахтеры.
И самое интересное заключается в том, что норвежцы не имеют права выгнать россиян с этой территории. Однако, если руководство РФ само примет решение о закрытии поселка и отзыве своих граждан на родину, в последствии возвращение уже не может быть возможным. Судя по всему, именно этого и добиваются в Осло, запрещая поставку грузов из России в этот населенный пункт. И в этом кроется большая ошибка.
«Глупое решение Осло де-факто означает, что Норвегия отказывается от признания Россией ее суверенитета над Шпицбергеном. Эта выходка с продовольствием лишает Норвегию права на суверенитет над этим архипелагом», – подчеркнул Хазин.
Другими словами, у Москвы появляются все основания считать Шпицберген нейтральной территорией. А это, в свою очередь, дает ей права защищать своих граждан абсолютно всеми доступными способами, в том числе и военными, подвел итог специалист.