logo new year 2017
vk fb tw ok
up
дети живого огня
дети живого огня

Разговоры детей «живого огня»

08 Апр 2016 19:07
view335

Византийские золотые мозаики считались чудом света и творением, куда вселялся святой дух. Путешественники писали, что, попав в Собор Святой Софии в Константинополе, они попадали к живому божеству. Все мозаики двигались, дышали и меняли мимику.

Русская земля вместе с византийским крещением получила и архитектурные, иконописные и мозаичные традиции своего духовного донора. Подумайте сами, что если в Европе строить первые купольные соборы стали веке в 15 во времена Да Винчи, то «варварская» Россия может похвалиться белоцерковными купольными храмами еще до монголо-татарского нашествия. Украшение золотой мозаикой также использовали в больших и богатых храмах. Особенного мастерства достигли русские зодчие и иконописцы после 15 века.

Истоки этого события просты и драматичны. Христианская Византия пала под игом турков, приложили к этому руки и крестоносцы. Монастыри пожжены, монахи убиты или бежали. Основная часть монахов бежала в единоверную Россию. Среди них было очень немало украшателей храмов, которые оживили, разбавили  и обогатили сложившуюся русскую традицию.

А что же мозаики… При здравом размышлении становится понятно, что они никуда не делись. Но говорить с нами изображения храма перестали не потому, что было утрачено мастерство. Причина более банальная и  имеет физическую природу.

Древние мастера  искали свой язык в тех условиях, воздухе, освещении, где жили. Много веков храмы освещались исключительно живым огнем: свечами, фитилями, факелами. Само по себе пламя неравномерно, да еще и движимо воздушными потоками; вот эта переменчивость освещения на фоне золота и создавала диалог изображения и людей. Колеблющийся огонь кидал на золото блики, создавал светотени, традиция строилась под эту особенность света. Ныне же при ровном электрическом свете древние мозаики замолчали.  Они утратили свою подвижность, взирают на нас, молча, ничего не говоря.

По мнению многих исследователей, та же участь мертвого света постигла  и Мону Лизу. Она – тоже дитя живого пламени, поэтому разговоры об изменении ее внешнего вида – не преувеличение и не игра богатого воображения. Это просто данность. Но и мозаики, и Джоконда – дети другой культуры, культуры живого огня, только в его присутствии к ним возвращается жизнь. Огонь дарит им речь, которой их обучил творец и оставил свое слово потомкам.

Источник фото: komi-news.ru

Загрузка...