logo new year 2017
vk fb tw ok
up
image
image

Как в «кинопоисках» потерять Россию

30 Мар 2016 12:07
view2922

Все помнят избитую донельзя фразу Ленина про то, что «важнейшим из всех искусств для нас является кино», однако большинство забывает первую часть этого любимого советскими киношниками лозунга — «при повальной безграмотности населения». То есть, не умеешь читать — смотри кино. В пропагандистском смысле, при той клиповости мышления, которая доминирует сегодня, кино снова выходит на приоритетные позиции в информационной войне. Особенно это касается молодежи, разучившейся читать что-либо, кроме постов в соцсетях, предпочитая забивать свой мозг визуальными картинками. И этим пользуются, чтобы вкладывать в неокрепшее мышление именно то, что нужно, а точнее, оплачено заказчиком.
НекрасовНа днях в петербургском отделении Партии народной свободы (ПАРНАС) прошла премьера очередной «документалки» от Андрея Некрасова, режиссера, известного в узких кругах по таким фильмам, как «Бунт. дело Литвиненко», «Уроки русского» и «Недоверие». О художественной ценности произведений пусть говорят специалисты киноведы, с политической же точки зрения эти работы практически идентичны. Во всяком случае, по смыслу, красной нитью которого является тезис, как плохо живется сегодня в России под «кровавым режимом Путина». Примерно об этом же и последняя лента Некрасова.

Интерес сразу вызывает заказчик фильма. Лента является первой частью четырехсерийной эпопеи, которую делает режиссер по контракту с  арабским телеканалом «Аль-Джазира». Для несведущих, это международная телекомпания со штаб-квартирой в Дохе, столице Катара. Миру она стала известна после того, как начала транслировать в эфире заявления лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена. Как отметила в своё время американская The New York Times, протесты, перевернувшие арабский мир в 2014-м, имели одно связующее звено — телеканал «Аль-Джазира», чье агрессивное освещение событий разогрело эмоции протестующих до предела, что и привело к массовым беспорядкам, оставившим после себя сотни жертв. Именно «Аль-Джазира», вместе с телеканалом «Аль-Арабия», и запустила механизм Арабской весны, которая в корне поменяла весь политический устой Ближнего Востока, результаты чего регион будет расхлебывать еще не один год.

Но вернемся в «кинозал». В фильме Некрасова идет речь о современной России. Если коротко пересказать сценарий, то он не сложен и представляет серию интервью с людьми, которые недовольны происходящим в стране. Найти таких, и связать потом вырванные из контекста фразы в единые куски, под силу даже первокурснику какого-нибудь заштатного кинематографического вуза. В завязку поставлено понятие России как империи, которую веками создавала Москва, колонизируя соседние регионы. За пример автор берет Кавказ, рассказывая о кровавых операциях спецназа в Осетии, Чечне, Дагестане и других республиках.

НекрасовНе был обойден вниманием и Донбасс, однако он показан лишь как место заработка для «отмороженных» российских наемников, которых собирают по всей стране. Интервью в самом Донецке сделаны только с теми людьми, кто якобы пострадал от «развязанной Россией войны против Украины». Виноват во всем, естественно, Путин. Это не обсуждается, как, впрочем, ничем в фильме не подтверждается. Но заказчик сказал «фас» и команду надо выполнять. В целом фильм снят странно, если не сказать, хаотично. Очевидно, что работа клепалась в спешке, видимо, времени на производство «Аль-Джазира» дала крайне мало.

Съемки проходили в Дагестане, Абхазии, нескольких городах центральной России, Екатеринбурге. Для контраста были найдены вполне вменяемые граждане, которых положение дел в стране вполне устраивает, однако режиссер постарался показать всю «ошибочность» их точки зрения через призму собственного видения. Мол, это те несчастные, кому сломала психику «кремлевская пропаганда», люди зомбированы телевизором и продажными новостями. А реальные россияне — вот, то есть те, кто искренне ненавидит действующую власть, которая ввергла страну в нищету и разруху, и готов с пеной у рта доказывать это перед камерами документалистов, правда, с надеждой, что дома их откровения не увидят, а зрителями станут лишь далекие им катарцы или американцы. Как таковой вывод в фильме не дается, но всё показанное подводит к тому, что в России все плохо, во всем виноват Путин и имперское мышление живущих в стране людей, не видящих реального положения дел.

Пресса на премьереДискуссии после премьеры фильма в ПАРНАСе не получилось. Во-первых, любителей такого видео в Санкт-Петербурге набралось немного, от силы десятка полтора, да и то, в основном, пришедшие по долгу службы журналисты, плюс пара персонажей от организаторов «закрытого» просмотра.

Во-вторых, авторы не сумели ответить практически ни на один заданный вопрос, повторяя, как мантру, только одно: Путина надо свергать, будущее страны и власти за оппозицией, а то, что фильм снят на чужие деньги, причем полученные от враждебно настроенной к России страны, так это вообще не ваше дело. Не поняли посыл киношедевра, корите себя, а не художника, которого, обидеть, как известно, может каждый.

 

Автор: Александр Левитин

Загрузка...