Obyasnena-priroda-zagadochnih-r

Астрофизики зафиксировали инопланетный сигнал

04 Мар 2016 18:23

04 марта 2016 г. Ученые уловили в космосе быстрый радиоимпульс. Аналогичные сигналы обнаруживались и ранее. Их происхождение приписывается инопланетянам.

Быстрый радиоимпульс представляет собой единичный сигнал из космоса продолжительностью несколько миллисекунд. При этом в космическое пространство выбрасывается энергия, сравнимая с излучением, которое испускает Солнце за миллион лет. Ученые расходятся в объяснении природы таких сигналов. Ранее они приписывались инопланетянам.

Впервые такой радиоимпульс был зафиксирован учеными в 2001 году. Его уловил радиотелескоп«Паркс» Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии. Его данные были обработаны только к 2007 году. С тех пор было подтверждено существование еще 16 таких радиоимпульсов.

5 ноября 2015 года астрофизики зафиксировали новый такой сигнал. По характеристикам он схож со вспышками, которые были зафиксированы в 2012 году, а в 2015-м обработаны суперкомпьютером. О находке пишет журнал Nature.

Сейчас ученые пытаются определить местоположение источников быстрых радиоимпульсов, изучая несколько электромагнитных диапозонов.

Это может означать, что быстрый радиоимпульс (по крайней мере тот, о котором говорится в исследовании) мог возникнуть, например, в результате быстрого вращения нейтронной звезды, а не космической катастрофы, как считалось ранее.

Сейчас подобные сигналы достигают Земли случайно. По мнению астрофизиков, источником вспышек может послужить магнитар или блицар. Первый представляет собой быстро вращающуюся нейтронную звезду (остаток от взрыва сверхновой) с сильным магнитным полем. Сейчас учеными обнаружено около 30 таких объектов. Излучение может возникнуть в результате «звездотрясений» — колебаний в приповерхностных слоях молодых сильно намагниченных нейтронных звезд.

Термин блицар был придуман специально для объяснения быстрых радиоимпульсов. Это нейтронная звезда, вращающаяся настолько быстро, что центробежные силы удерживают ее от сжатия в черную дыру. По мере потери энергии такой объект все же превращается в черную дыру, и этот процесс сопровождается мощным излучением, которое и формирует быстрый радиоимпульс.

Впрочем, оба этих варианта могут оказаться ошибочными. Не исключено, что речь идет об объекте пока неизвестного свойства.

Стоит добавить, что сегодня российские ученые хотят объединить усилия по обнаружению внеземных сигналов со своими американскими коллегами, которым уже удалось определить примерные координаты источников радиосигнала из другой галактики. По мнению руководителя Астрокосмического центра Физического института им. П.М. Лебедева (ФИАН), академика РАН Николая Кардашева, результаты исследований можно улучшить в разы, если интегрировать системы российских и американских устройств.